Чему обучают ребёнка в детском саду
Образовательная программа разработана рабочей группой педагогов Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 21 «Земляничка» - города Димитровграда Ульяновской области» (далее - ДОУ)
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, Ульяновской области и города Димитровграда, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени и дошкольного образования.
Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в ДОУ комплексной программы «Детство».
Образовательная программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО);
- Федерального Закона № 304-ФЗ от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Целью Программы является развитие физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических и личностных качеств ребёнка, творческих способностей, а также развитие предпосылок учебной деятельности.
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка.
Программа направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает:
‒ воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами;
‒ создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
‒ создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы), отобранные с учетом приоритетных направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции нарушений развития и ориентированные на потребность детей и их родителей.
Программа представляет собой учебно-методическую документацию, в составе которой:
‒ рабочая программа воспитания,
‒ режим и распорядок дня для всех возрастных групп ДОО,
‒ календарный план воспитательной работы.
В целях обеспечения вариативности, отражения специфики деятельности МБДОУ использованы парциальные программы, технологии, методики:
Направление развития |
Название парциальных, авторских программ, технологий, методик |
«Социально-коммуникативное развитие» |
Р.Б. Стеркина, О.Л.Князева, Н.Н.Авдеева «Основы безопасности детей дошкольного возраста» - М.: Просвещение, 2007. |
«Познавательное развитие» |
- О.А. Воронкевич программа «Добро пожаловать в экологию» - О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - Образовательная программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» авторского коллектива: канд. пед. наук С. В. Герасименко; канд. пед. наук, доцент Е. А. Маркушевская; канд. филол. наук И. П. Шайкина; И. В. Назарова; О. И. Корявикова; М. А. Смирнова; О. А. Ермакова; Е. Г. Терехова; О. М. Шмондина; А. С. Герасименко. |
«Речевое развитие» |
Ушакова О.С.. Программа «Мир открытий» Технологии: Мнемотехника Моделирование |
«Художественно – эстетическое развитие» |
Леонова Н.Н. Парциальная программа «Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников». |
Основной целью реализации программы является: - создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; - создание развивающей образовательной среды – системы условий для социализации и индивидуализации детей.
Основные задачи:
- Укрепление физического и психического здоровье детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
-Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способности и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества
- Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; и т.д.
Данная Программа служит основой для построения образовательного процесса в группах общеразвивающей направленности для детей раннего (2-3 года) и дошкольного возраста (4-8 лет).
Надо отметить, что возможность освоения Программы есть и у детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, воспитывающихся в группах общеразвивающей направленности. Профессиональная коррекция такого нарушения предусмотрена в форме коррекционно –развивающих занятий в кабинете учителя- логопеда.
Образовательная деятельность строится по пяти образовательным областям
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей или образовательные области.
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 21 «Земляничка» города Димитровграда Ульяновской области»(далее – АООП) разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N 1155 от 17 октября 2013 г.;
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648–20 «Санитарно–эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
– с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением Федерального учебно–методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015 N 2/15);
– на Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной
- Адаптированной федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1022, зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2023 г., регистрационный № 72149 );
МБДОУ «Детский сад № 21 «Земляничка» города Димитровграда Ульяновской области» обеспечивает воспитание, обучение, развитие и коррекцию речи детей от 5 до 7 лет. В ДОУ наряду с 6-ю общеразвивающими группами функционируют 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее — ТНР), количество воспитанников в группах постоянно изменяется в связи с ежегодным набором детей:
старший возраст (от 5 до 7 лет) — 1 группа; от 6 до 7 лет — 1 группа.
Цель АООП — построение системы коррекционной работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников.
Задачи:
— овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования;
— охрана и укрепление физического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;
— формирование оптимистического отношения детей к окружающему миру, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечение позитивного эмоционально-личностного и социально-коммуникативного развития.
Решение конкретных задач коррекционно-развивающей работы, обозначенных в каждом разделе программы, возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов ДОУ, а также при участии родителей в реализации программных требований.
Решение данных задач позволит сформировать у дошкольников с ТНР психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей АООП, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы в концепции дошкольного воспитания.
Срок реализации программы — 2 года.
Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР и основывается на следующих принципах:
—онтогенетический принцип (учет закономерностей развития детской речи в норме);
—принцип индивидуализации (учет возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка);
—принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
—принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
—принцип интеграции усилий специалистов и семей воспитанников;
—принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
—принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
— принцип постепенности подачи учебного материала;
— принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
В программе взаимодействие специалистов и родителей отражено в блоках «Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей», «Интегрированные занятия в системе работы в логопедической группе», «Взаимодействие с семьями воспитанников», а также в совместной работе всех участников образовательного процесса во всех пяти образовательных областях.
Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.
Основные направления образовательной области «Речевое развитие»: развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза); развитие связной речи, формирование коммуникативных навыков, обучение элементам грамоты.
В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как об общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы.
Основные направления образовательной области «Познавательное развитие»: сенсорное развитие, развитие психических функций, формирование целостной картины мира, познавательно-исследовательская деятельность, развитие математических представлений.
Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе.
Основные направления образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: формирование общепринятых норм поведения, формирование гендерных и гражданских чувств, развитие игровой и театрализованной деятельности (подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры), совместная трудовая деятельность, формирование основ безопасности в быту, в социуме, в природе.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности и учитель-логопед, берущий на себя часть работы по подготовке занятий логопедической ритмикой.
Основные направления образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: восприятие художественной литературы, конструктивно-модельная деятельность, изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка), музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, пение, игра на детских музыкальных инструментах).
Работу в образовательной области «Физическое развитие» осуществляют воспитатели и инструктор по физической культуре при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников.
Основные направления образовательной области «Физическое развитие»: физическая культура (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры), овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Главной идеей АООП является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР. Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей.
Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы. Они даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе свершения дошкольного образования).
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с ФГОС ДО и «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. относятся следующие социально нормативные характеристики возможных достижений ребенка.
Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звукослогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
Одним из важных принципов технологии реализации АООП является организация сотрудничества с родителями (законными представителями) дошкольников. Взаимодействие с родителями (законными представителями) является не только требованием современного законодательства, но и условием повышения эффективности образовательной деятельности.
В каждом возрастном периоде взаимодействие с родителями (законными представителями) имеет свои особенности и решает определенные образовательные задачи, благодаря которым обеспечивается сотрудничество в вопросах образования подрастающего поколения, проявляется единство образовательных требований. Задачи взаимодействия с семьями воспитанников решаются в формах представленных в четырех основных направлениях: педагогический мониторинг, педагогическая поддержка, педагогическое образование, совместная деятельность.
Развитие активных форм вовлечения родителей в коррекционно-образовательный процесс ДОУ и взаимодействие с другими социальными институтами («Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Развитие» г. Ульяновск; МПЛ г. Димитровград); Филиал театра кукол им. В.Леонтьевой; МБУК «ЦБС г.Димитровграда;
ЦКиД "Восход".
Для реализации программы в ДОУ создаются психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые условия, а также формируется необходимая развивающая предметно-пространственная среда.
В непосредственной реализации программы участвуют педагогические работники: 4 воспитателя (по 2 на одну возрастную группу), 1 музыкальный руководитель, 1 инструктор по физической культуре, 1 педагог-психолог, 2 учителя-логопеда, 1 социальный педагог, обеспечивающие непрерывное сопровождение каждого ребенка в течение всего его пребывания в ДОУ.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) МБДОУ «Детский сад № 21 «Земляничка» (далее – Программа) разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования (далее – ФАОП ДО).