Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Дошкольное образование детей с ОВЗ организовано в группах компенсирующей направленности, реализующие адаптированные образовательные программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи. Программы разработаны с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ.
Для них созданы следующие условия:
специально оборудованные учебные кабинеты для проведения коррекционно- развивающих занятий по коррекции речи и познавательных процессов.
Это: - кабинет педагога-психолога, логопедический кабинет.
В ДОУ организована психолого-педагогическая служба сопровождения (учителя-логопеда, педагог-психолог, инструктора по физической культуре, социальный педагог), которая участвует в проектировании и организации образовательного процесса. Деятельность специалистов организована в форме консилиума для выявления и обследования детей, разработки индивидуального образовательного маршрута.
Объекты для проведения практических занятий
В ДОУ оборудовано 11 групповых помещений, в том числе оборудованных для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приёмная) (для приёма детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий), спальня, туалетная, умывальная. Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.
Это основные помещения для пребывания воспитанников в детском саду, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Оснащены детской мебелью, комплектами игровых модулей, пособиями для полноценного развития детей с учетом их возрастных особенностей и интересов. Оборудование групповых помещений соответствует росту и возрасту детей. В группах создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом основных направлений развития воспитанника. Подбор оборудования осуществляется в соответствии с ООП ДО.
Кабинет для учителя-логопеда
Кабинет для учителя-логопеда оснащен специальным оборудованием для развития и коррекции нарушений: зеркалом, дидактическими играми для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.
Учебно-методические пособия:
а) для коррекционной логопедической работы:
по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото и др);
по фонетическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха);
по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);
по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам
а) картотеки: (артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксации.
б) пособия и материалы:
на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри);
на развитие мелкой моторики (матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты);
по обучению грамоте (настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза
Кабинет педагога – психолога
Педагог-психолог в кабинете проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностику психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей. Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.
Учебно-методические пособия для обследования и развития интеллекта, развития памяти, внимания, мышления: (счетный материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор карточек на обобщающие темы, развивающие игры В. Воскобовича, игровой набор Фребеля, развивающие пособия и игры для формирования логики, восприятия, координации движений, мелкой моторики.
В ДОУ оборудованы прогулочные площадки для организации и проведения образовательной деятельности на прогулке. Прогулочные участки предназначены для прогулки, наблюдения, игровой деятельности, самостоятельной двигательной деятельности, индивидуальной работы, трудовой деятельности с детьми, в том числе с детьми, в том числе с детьми инвалидами и с ограниченными возможностями здоровья. На участках размещено следующее оборудование: домики-беседки, малые архитектурные песочницы, скамьи, теневые навесы и др.
В детском саду оборудованы: спортивная площадка для организации и проведения образовательной работы с дошкольниками по двигательной деятельности; площадка по ПДД – разлинованная территория для проведения практических занятий и т.д.
Все объекты для проведения практической деятельности доступны в том числе для детей-инвалидов и для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Библиотека
Отдельное помещение для библиотеки в МБДОУ "Детский сад № 21 "Земляничка" не предусмотрено. Основной фонд методической литературы в том числе по работе с детьми с ОВЗ, периодической печати размещается в методическом кабинете. В групповых комнатах всех возрастных групп оборудованы центры художественной литературы, в которых имеется библиотека разных жанров и направлений соответственно возрасту детей, их психологическому и физическому развитию, а так же основной образовательной программе МБДОУ "Детский сад № 21 "Земляничка"
В холле и в приемных каждой группы организован букинг (обмен книгами)
Спортивные объекты
При организации двигательной активности дошкольников, в ДОУ максимально используются физкультурный зал, групповые комнаты, спортивный участок. Обустройство физкультурных уголков групп и спортивного зала удовлетворяет потребности дошкольников в разнообразной двигательной активности. Спортивно-игровая предметная среда содействует решению специфических задач целенаправленного развития моторики и формированию у дошкольников мотивации к здоровому образу жизни. Оборудованные физкультурный зал, групповые комнаты и спортивный участок доступны частично избирательно, а также условно (с дополнительной помощью) для инвалидов и лиц с ОВЗ, что не обеспечивает полноценного нахождения на объекте граждан с ограниченными возможностями.
Оборудование физкультурного зала включает разнообразное спортивное оборудование , для детей с ОВЗ предусмотрен необходимый спортивный инвентарь: бордюр-балансир, игра-парашют, мешочки с песком, ходули на шнуре, мягкие модули, тренажёры (твистер, степпер и др), набивные мячи, спортивный комплекс (обруч, кольцеброс, кегли, конусы, гимнастические палки и др.). Закуплены снаряды, коврики для индивидуального пользования. На территории детского сада имеются оборудованная спортивная площадки .
Территория благоустроена, каждая группа имеет свою прогулочную площадку, которые оснащены игровым оборудованием, имеются песочницы, теневые навесы, малые игровые формы для развития двигательной активности. Прогулочные участки для каждой группы воспитанников доступны частично избирательно, а также условно (с дополнительной помощью) для инвалидов и лиц с ОВЗ, что не обеспечивает полноценного нахождения на объекте граждан с ограниченными возможностями.
Информация о наличии объектов спорта, в том числе приспособленных для инвалидов и лиц с ОВЗ
Средства обучения и воспитания
ДОУ оснащен современной оргтехникой. В том числе имеются — музыкальные центры, интерактивное оборудование: проектор, интерактивные доски. Имеется коллекция дисков с детскими фильмами, песнями, познавательными мультфильмами.
Материальная база периодически преобразуется, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности всех детей.
В МБДОУ имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
-мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук)
- музыкальные центры
- магнитофоны
- портативная колонка
-тактильные средства обучения для организации коррекционно-развивающих занятий
Во время проведения занятий с инвалидами и лицами с ОВЗ применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Имеются электронные учебно-методический косплекс, проводится подбор и разработка методических материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих, основаниях, в том числе с имеющимся в МБДОУ оборудованием. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В здании МБДОУ "Детский сад № 21»Земляничка" ул. Курчатова 6 А, для доступа инвалидов и лиц с ОВЗ специальными средствами (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и т.д.) не оборудовано. • На входных воротах на территорию учреждения размещена вывеска с номером телефона и с помощью сотрудников учреждения для сопровождения их к месту получения услуги, получения услуги на объекте.
• Имеется зона стоянки транспортных средств, которая находится за территорией учреждения. В зоне стоянки транспортных средств парковка для инвалидов с личным транспортом – не предусмотрена.
• Конструктивные особенности зданий не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья .
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПА В ЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ
Территория ограждена забором высотой 1,3 м, имеется калитка, распашные ворота на жестком креплении. По всему периметру установлено видеонаблюдение, над главным входом установлена камера с распознаванием лиц и автоматическая пожарная сигнализационная система. На дверные полотна нанесены контрастные круги для слабовидящих, отмечены края ступеней и установлены противоскользящие уголки желтого цвета. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников и пандусов. При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. В учреждении установлена современная автоматическая пожарная сигнализация и система голосового оповещения .Детский сад оборудован: средствами пожаротушения, кнопкой тревожной сигнализации. Во избежание доступа посторонних лиц в помещение детского сада входные двери во время образовательного процесса постоянно закрыты. Двери эвакуационных выходов оборудованы легко открывающимися замками (без ключа) изнутри, на лестницах и в коридорах обозначены пути эвакуации. В ночное время здание детского сада охраняется сторожами. В целях пожарной безопасности изданы приказы об установлении противопожарного режима в МБДОУ, о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность. Ежегодно составляется план противопожарных мероприятий в ДОУ. Регулярно проводятся инструктажи по пожарной и антитеррористической безопасности, «Охрана жизни и здоровья детей», «Охрана труда на рабочем месте»; ведутся соответствующие журналы. Ежегодно сотрудники проходят инструктаж по антитеррористической защищённости при проведении открытых праздников, спортивных мероприятий. Так же проводится практическая отработка по эвакуации сотрудников и воспитанников на случай возникновения чрезвычайной ситуации . Оформляются приказы по всем организованным выходам и выездам воспитанников за пределы детского сада. Осуществляется регулярные проверки всех помещений МБДОУ Госпожнадзором. Система безопасности контролируется органами государственного и общественного управления.
Специальные условия питания
МБДОУ осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
В МБДОУ предусмотрено пятиразовое питание. Специального меню для детей с ОВЗ не практикуется. Для детей нуждающихся в лечебном и диетическом питании, при необходимости возможна организация лечебного и диетического питания в соответствии с представленными родителями(законными представителями) назначениями лечащего врача. Индивидуальные меню будут разработаны специалистом диетологом оператора питания ООО "Альтернатива".
Специальные условия охраны здоровья
Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ.
Специальные условия охраны здоровья включают в себя:
- оказание первичной медико — санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- организацию питания воспитанников;
- определение оптимальной образовательной нагрузки, режима занятий;
- пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников, для занятия ими физической культурой и спортом;
- прохождение воспитанниками в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, диспансеризации;
- обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в детском саду;
- профилактику несчастных случаев с воспитанниками, во время пребывания в детском саду;
- проведение санитарно — противоэпидемических и профилактических мероприятий;
- обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
Доступ к информационным системам
Доступ к информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистами.
Самостоятельный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — воспитанники ДОУ не имеют.
В группах компенсирующей направленности имеется мультимедийное оборудование, компьютер. Электронные образовательные ресурсы, используемые педагогами при организации образовательного процесса:
созданные самостоятельно: презентации, развивающие игры , видеофильмы, слайды и т.д.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
- Официальный сайт образовательной организации https://ds-zemlyanichka-dimitrovgrad-r73.gosweb.gosuslugi.ru/ приспособлен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (версия для слабовидящих).
- Наличие специального компьютерного класса в ДОУ и непосредственного доступа воспитанников к информационным системам и сетям не предусмотрено.
Электронные образовательные ресурсы
Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют
Специальные технические средства обучения
Из технических средств обучения В ДОУ имеются следующие технические средства обучения:
Магнитофон –11 шт.
Музыкальный центр – 1шт.
Мультимедийная установка (проектор, проекционный экран, штатив) – 1шт
Персональный компьютер -3шт.,
Ноутбук – 1 шт.,
Многофункциональное устройство (принтер, сканер, копир) ч/б лазерный –2 шт.
Принтер лазерный -1 шт.
Интернет
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МБДОУ "Детский сад № 21 "Земляничка" отсутствуют
Жилые помещения в общежитии, интернате
Общежитие, интернат и иные жилые помещения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ «Детский сад № 21"Земляничка"» не имеет.